Суббота, 21.10.2017, 22:10

КЛУБ тренингов РЕШЕНИЕ время летать

Категории раздела
описания методов, тренингов [4]
кто с чем работает, здесь можно посмотреть что предлагает каждый тренер клуба
стихи, проза, творчество [2]
авторы - тренеры клуба, у вас есть уникальная возможность провести психологическую диагностику тренера по продуктам его жизнедеятельности
Наш опрос
Счастливый ли вы человек
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » ТВОРЧЕСТВО ТРЕНЕРОВ КЛУБА » описания методов, тренингов

Особенности психодрамы (драматерапии)
Среди отечественных исследователей наиболее детально метод психодрамы разработан Осиповой А.А. Она выделяет следующие цели психодрамы: · диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, · их устранение, · отработка социальной перцепции, · углубление самопознания[1].
 
Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы. Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, исследователь себя и своей жизни[2].
 
Задачи психодрамы:
 · Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.
 · Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.
 · Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.
 · Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования[3].
 
Психодраматическое разыгрывание ролей изменяет поведение клиента, его отношение, установки, способы эмоционального реагирования.
 
В качестве факторов, положительно влияющих на изменение установок, указывают:
 · предоставление клиенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли,
 · вовлечение клиента в исполнительскую деятельность,
 · появление возможности внести в игру собственные импровизации,
 · получение клиентом положительного подкрепления по окончании действия[4].
 
Психодрама способствует преодолению защитных позиций у клиента, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.
 
Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 основных элементов:
 
1. Протагонист. Первый игрок (от греч.«Ргоtos» - первый и «agon» - борьба, игра), изображает в психодраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы.
2. Режиссер (фасилитатор). Тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог. Его функции заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего.
3. Вспомогательные «Я». Это клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Они могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного «Я».
 
Их основные функции:
▪ сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла;
▪ помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами;
▪ сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения;
▪ направлять протагониста в решении проблем и конфликтов;
▪ помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.
 
4. Зрители. Члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения, в том числе и применительно к самим себе. На заключительном этапе занятия они демонстрируют свое эмоциональное отношение к происходящему, рассказывают о волнующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме.
5. Сцена. Это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально организованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах. Классической формой психодраматической сцены является сцена в Мореновском терапевтическом театре, в Беконе, штат Нью-Йорк. Она представляет собой трехъярусную конструкцию, над которой возвышается полукруглый балкон.[5]
 
Выделяют следующие формы психодрамы:
· Психодрама, центрированная на протагонисте.
· Психодрама, центрированная на теме.
· Психодрама, направленная на группу.
· Психодрама, центрированная на группе.
· Психодрама, центрированная на протагонисте.
 
Сеанс психодрамы представляется как встреча продолжительностью 50 мин. В реальности встречи могут быть короче или длиннее, и протяженность сеансов зависит от остроты, сложности проблем клиента, от его реакции. Примерные рамки сеанса: от 15-20 минут до 4 часов.
 
Основные компоненты психодрамы:
· Ролевая игра (участие в импровизированном представлении, когда человеку предоставляется возможность творчески проработать личные проблемы и внутренние конфликты).
· Спонтанность (поведение и чувства, не регулируемые воздействием извне, поэтому в психодраме нет заранее написанных сценариев и ролей. Морено рассматривал спонтанное поведение в психодраме как противоядие от все возрастающей ригидности социальных ролей).
· «Теле» (двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и режиссером и среди членов группы).
· Катарсис (чувственное потрясение и внутреннее очищение. Морено несколько расширил это понятие, распространив действие катарсиса не только на зрителей, но и на актера).
· Инсайт (вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию проблемы).[6]
 
При проведении психодрамы используются следующие типичные методики:
 
· Представление самого себя (самопрезентация). Состоит из серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. В этих действиях протагонист является единственным участником и представление получается абсолютно субъективным.
· Монолог. Эта техника выглядит как комментирование своих действий в середине сцены, перед ее началом или в конце.
· Дублирование (множественное дублирование). Дублирование в психодраме осуществляется двойником, который берет на себя роль автора проблемы, дополняя ее и подчеркивая те или иные моменты в психологии и поведении автора.
· Обмен ролями. При обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-нибудь другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Цель обмена ролями состоит в том, чтобы человек, выступающий как вспомогательное «Я», лучше уяснил свою собственную роль, глядя на ее исполнение протагонистом.
· «Пустой» стул и «высокий» стул. При использовании техники пустого стула клиент может отреагировать через действие свои проблемы, воображая своего антагониста сидящим на пустом стуле на сцене. При использовании техники высокого стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими (он может встать на стул, чтобы быть выше всех на сцене).
· «Зеркало». Позволяет протагонисту понять, как его воспринимают другие.
· Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом.
· «За спиной». Заключается в том, что клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая тем самым ему возможность понять, как видят его другие.
· Идеальный другой. Помогает снизить напряженность клиента в конце психодраматического действия, а также дает ему возможность испытать отношение к себе, которого он так жаждет, но которое может и не быть возможным в реальной жизни.
· Волшебный магазин. Эта техника помогает клиенту осознать свои истинные цели и желания в жизни: клиент взаимодействует с владельцем волшебного магазина, которого часто изображает вспомогательное «Я» или режиссер.
 
В зарубежной литературе принято выделять следующие фазы психодрамы:
· разогрев, · действие, · проработка, · завершение, · шеринг.
 
Отечественные исследователи в основном используют деление действия психодрамы, предложенной Осиповой:
1. Разогрев и разминка.
2. Драматическое действие.
3. Обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен). Во время 1-й фазы происходят вывод протагониста, получение материала для дискуссии, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия.
 
Первая фаза состоит из трех стадий:
· Постепенное раскрепощение двигательной активности участников.
· Стимуляция спонтанных поведенческих реакций.
· Фокусировка членов группы на конкретной проблеме.
 
Различают направленный и ненаправленный разогрев. Направленный разогрев используется в ситуации, когда протагонист вступает в сеанс, не будучи готовым к ролевой игре. Здесь задача режиссера – максимально реализовать стадию разогрева для достижения обычных для нее целей.
 
Используются вербальные и невербальные приемы. Ненаправленный разогрев может быть сфокусированным и специфическим. В этом случае протагонист входит в сеанс, будучи готовым иметь дело с определенной темой. Во время разминки члены группы выполняют ряд несложных упражнений, облегчающих в дальнейшем исполнение определенных ролей в психодраме. Участники психологически и физически раскрепощаются, снимают излишнюю напряженность и тревожность, настраиваются на игровые роли.
 Разминка может проводиться в виде словесных или телесных упражнений или в форме комбинации тех и других. Ее задачи:
· стимулирование спонтанности участников,
· ослабление страха, тревоги и беспокойства,
· снятие защиты,
· создание соответствующей эмоциональной атмосферы.
 
2-я фаза психодрамы представляет собой собственно психодраматическое действие, когда импровизированно воссоздаются и проигрываются в ролях реальные проблемные жизненные ситуации. Чаще всего автор проблемы играет роль самого себя. Проблемная ситуация проигрывается с разных сторон и различными способами для того, чтобы лучше понять и осознать суть самой проблемы, найти наиболее разумный способ ее решения. В ходе психодраматического действия клиент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства.
 
3-я фаза – обсуждение, или интерпретация, - является завершающей. Когда действие закончено, протагонист и остальные члены группы приступают к его анализу. Начинается он обычно с высказываний клиентов, не принимавших непосредственного участия в психодраматическом действии: о своих впечатлениях, о собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникли у них во время разыгрывания ролевых ситуаций. Здесь также предоставляется обратная связь протагонисту, происходят анализ и интерпретация психодраматического действия, затем высказываются вспомогательные «Я», которые говорят о своих чувствах, о своем видении ситуации, о тех переживаниях, которые возникли у них во время разворачивания психодраматического действия.
 
Затем слово предоставляется протагонисту, и завершает обсуждение психолог со своим видением проблем клиента.
Фаза обсуждения обычно состоит из двух частей:
· ролевой обратной связи (партнеры по очереди описывают протагонисту чувства, которые появлялись у них при исполнении отведенных им ролей, а также при изображении протагониста при обмене ролями);
· идентификационной обратной связи (участвуют зрители и ведущий психодрамы, поскольку во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображенных людей, имеющих к нему отношение).
 
Основным правилом стадии обсуждения служит отсутствие действия. Используются словесные приемы, такие как обмен чувствами, обсуждение или анализ.
На этой стадии решаются следующие задачи:
· де-ролинг – выход из роли, которую протагонист играл во время действия, происходит в форме короткой дискуссии, процесса выражения чувств и обмена ими со стороны протагониста и получения обратной связи; · эмоциональная стабильность – как часть процесса выхода из роли рассматривается восстановление эмоциональной стабильности после окончания действия;
· комфортное состояние – этому ощущению способствует понимание того, что кто-то старается разделить с тобой твои сложности. Зачастую просто способность объективно оценить свою ситуацию сама по себе усиливает ощущение комфортности. В крайнем случае, режиссер должен помочь протагонисту понять, что его трудности не так уж необычны, что многие люди сталкиваются с подобными или еще более сложными проблемами;
· способность понимать себя – увеличение в клиенте способности понимать себя, свое поведение, свое воздействие на окружающих - эту задачу режиссера выделяет подавляющее большинство участников психодраматических сеансов. Обычно это проходит в ходе интерпретации, даваемой режиссером.[7]
 
Некоторые психологи, которые никогда не использовали психодраму в течение сколько-нибудь существенного периода времени, боятся психодрамы как коррекционного метода. Многие склонны слишком драматизировать процесс и уделяют особое внимание возможным опасностям. Другие преувеличивают ее преимущества в наивной, поверхностной манере, что противоречит простейшим правилам социальной психологии. И те, и другие оставляют без внимания сранительно недавние попытки научного изучения коррекционного потенциала психодрамы (Киппером, Филдманом, Келлерманом и других). Эти исследования показали, что психодрама, используемая достаточно опытными психологами, осознающими ее ограничения, может быть полезна как сама по себе, так и вместе с иными методами психокоррекции. Из-за технических трудностей научного изучения результативности психодрамы слишком много переменных величин вовлечено в процесс, и все их невозможно контролировать: многие мнения, касающиеся эффективности психодрамы, «квазинатуралистичны» или анекдотичны[8].
 
Выводы, сделанные на основе этих исследований, так же как и оценки участников психодрамы, в основном положительны. В худшем случае, негативные оценки характеризуют психодраму как скучную процедуру, бесполезную трату времени или как слишком короткий процесс. Почти никаких публикаций, касающихся отрицательных эффектов психодрамы, не существует. Иногда эффекты психодрамы могут сказаться по прошествии длительного времени после завершения терапии.
 
Таким образом, не смотря на ряд мнений о несостоятельности психодрамы, как коррекционого метода, в целом она является одним из самых разработанных и практически проверенных эффективных методов оказания психологической помощи.
 
Психодрама исследуется и используется во многих странах мира, в том числе в России. За исключением некоторых рассхождений в определении термина «психодрама», в остальном исследователи схожи в теоретической части о психодраме.
Трудностью для исследования психодрамы является отсутствие каких-либо официальных статистических данных в России, отсутствие контроля и учета со стороны государства в отношении психологов, практикующих психодраму и, непосредственно организаций, предоставляющих подобную психологическую помощь. Подобная ситуация существенно затрудняет процесс сбора данных и их последующего анализа для определения результативности этого метода и его популярности именно в России. Целесообразно отметить, что эта проблема относится не только к психодраме, но и к другим методам психокоррекции, в том числе арт-терапии.
 
 
[1] Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие.//М.: СФЕРА, 2002.-С.244
[2] Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие.//М.: СФЕРА, 2002.-С.244
[3] Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие.//М.: СФЕРА, 2002.-С.245-246
[4] Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие.//М.: СФЕРА, 2002.-С.246
[5] Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие.//М.: СФЕРА, 2002.-С.246-250
[6] Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие.//М.: СФЕРА, 2002.-С.252
[7] Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие.//М.: СФЕРА, 2002.-С.259
[8] Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов.//пер. с англ. И.А. Лаврентьевой.// М.: Независимая фирма «Класс», 1998-С.16


Авторство статьи - Патрушева Светлана Владимировна

Категория: описания методов, тренингов | Добавил: СветлаЯ (18.10.2010)
Просмотров: 13616 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
CATALOG.METKA.RU Томск / каталог сайтов Томск Томск.Самопознание.ру – все тренинги, семинары, курсы Томска по личностному росту